» » Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

4-08-2021, 10:51
Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Лишённая атмосферы Луна даёт исследователям прекрасную возможность увидеть, какие отметины оставили на небесном теле гости из далёкого космоса – метеориты.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Кратеры – от небольших до огромных – усеяли всю её поверхность, некоторые могут увидеть даже астрономы-любители.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Ударных кратеров немало и на Земле, но эрозия почв, движение тектонических плит и действие морской воды за миллионы лет, прошедших с момента падения небесных тел, сильно изменили рельеф планеты. Сейчас учёным известно о двух сотнях астроблем – кратеров диаметром более 2 км, и число вновь открытых увеличивается.

И вот самые необычные из земных ударных кратеров.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Итак, следы метеоритов сохраняются даже спустя миллионы лет, а порой – и миллиарды. Таков кратер Вредефорт на юге Африки. Возраст его, согласно оценкам учёных – 2 млрд. лет. Тогда астероид величиной 10-15 км оставил на материке круглый след диаметром 300 км – и это самый крупный след от контакта с небесным телом, когда-либо долетавшим до Земли. Учёные уже не сомневаются в том, как возник этот кратер. Уникальность Вредефорта ещё и в том, что он является мультикольцевым. В основном, такие кратеры находят на отдалённых планетах Солнечной системы – к примеру, на спутнике Юпитера Каллисто. На спутниковых снимках отлично просматривается центральная зона Вредефорта, более всего сохранившаяся за столь долгое время. Периферийные участки со временем почти сгладились.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Кстати, благодаря удару небесного гостя рудные залежи золота сместились, и их посчастливилось обнаружить охотникам за драгоценным металлом. В конце XIX века явившийся в эти края австралиец Харрисон открыл золотоносную жилу, и сюда ринулись сотни желающих разбогатеть. Тогда и было принято решение о строительстве города, который потом стал именоваться Йоханнесбургом.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

К кратеру на Земле Уилкса исследователи пока подобраться не могут. Это геологическое образование диаметром около 500 км покоится под антарктическим ледовым щитом. Есть лишь данные радиолокации, говорящие о том, что там находится, возможно, крупнейшая кольцевая структура, оставшаяся после падения метеорита. Однако это всё на сегодняшний день - лишь гипотезы, и пока нет возможности прямого изучения, таковыми останутся.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Аризонский кратер или иначе – кратер Барринджера также широко известен. Его первоначальный облик сохранился почти неизменным, в отличие от других крупных образований. Но этот кратер более молод – ему всего около 50 тыс. лет. След в виде чаши диаметром больше километра и глубиной более 200 м оставил метеорит диаметром 50 м. Сила взрыва была сравнима с действием 8 тысяч бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945-м.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Чиксулуб, огромный кратер на полуострове Юкатан, сейчас почти не виден, хотя первоначальный его диаметр был около 180 км. Такая отметина осталась от астероида диаметром предположительно 10 км. Обнаружили его во время исследований, когда в мексиканском заливе искали нефть. Интерес именно к этому небесному гостю так велик благодаря теории физиков – отца и сына Альваресов о том, что именно он положил конец господству динозавров. Именно тогда почти полностью сменился животный мир планеты. Случилось это примерно на стыке мезозойской и кайнозойской эпох.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Маникуаган – ударный кратер, образовавшийся на Лаврентийской возвышенности в Канадском Квебеке. В момент столкновения с пятикилометровым астероидом его диаметр был около 100 км, но сейчас благодаря почвенным отложениям уменьшился до 70 км. Кольцеобразное водохранилище с островом Рене-Левассёр, занимающим его центр – одно из самых удивительных мест планеты. Гора Вавилон – самое сердце кратера. Невозможно представить весь масштаб событий, происходивших здесь в триасовом периоде.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

Но что же говорят учёные о том, каких размеров небесное тело может угрожать самой жизни на планете? Геолог Брайан Тун, представляющий университет Колорадо, даёт оценку: небесное тело, подобное юкатанскому, повторит катаклизмы, которые завершили эру гигантских ящеров. Однако многим удастся спастись. Более разрушительным может быть падение астероида размером 90 км.

Чиксулуб: след от гигантского метеорита, покончившего с эрой динозавров

К счастью, встреча Земли с метеоритом, способным оставить астроблему диаметром даже в 20 км, случается крайне редко – раз в миллионы лет. Есть надежда, что лучшие умы человечества как-нибудь решат и эту проблему.