Не дураки и дороги: ученые создали «умный» асфальт
26-02-2018, 20:13
Не дураки и дороги: ученые создали «умный» асфальт
Есть несколько вечных вопросов, которые занимают людей во все времена. Им посвящены философские трактаты, толстые романы, научные исследования. Перечислять их можно бесконечно: «В чем смысл жизни?», «Когда наступит конец света?», «Что есть любовь?» или главная проблема современного мира «Когда починят дороги в России?».
Существует масса вариантов решения проблемы. Так, например, следуя примеру успешной борьбы за уборку снега, многие автомобилисты предлагали писать между ухабами фамилию неугодного политика в надежде, что хотя бы это привлечет внимание ремонтников.
Однако ученые решили пойти по другому пути. Они совершили «ход конем» и создали асфальт, который способен к регенерации.
Новые технологии
Уже несколько лет ведутся разработки более эффективного и дешевого производства цемента. Если сейчас основным способом создания этого материала является специальное прокалывание особых смесей, состоящих из известняковых пород и глины, которые обрабатываются при температуре 1500 градусов, то теперь обнаружилось сразу несколько иных способов изготовления прочных бетонообразных структур. Ультрасовременные процессы гораздо более экологичны и менее энергозатратны. То же самое относится и к ресурсам, ведь теперь дорожное покрытие будет стоить намного дешевле.
В чем «пыль»?
Современная индустрия пока не достигла особых успехов в экологичности. Однако наука все чаще обращается к вариантам использования отходов: так, уже сейчас появилась масса заводов, перерабатывающих мусор в энергию. На этот раз ученые обратились к индустриальным выбросам, чьи свойства схожи с цементными. Главным образом, внимание нацелено на металлургические шлаки и шламы, но основным объектом исследования является так называемая зола уноса. Это особая зольная пыль, которая вырабатывается в ходе сжигания и молочения угля.
Сложный аппарат, в котором созданы условия вращающихся электромагнитных полей, которые с огромной скоростью перемалывают шлак, изготовили ученые из НИТУ «МИСиС». Результаты оказались шокирующими: затраты на производство дорожного покрытия из металлургических отбросов оказываются несопоставимы с прежними, а эффективность такого материала увеличивается.
Самовосстановление или «умный» асфальт
Действительно, если фраза «В России две беды: дураки и дороги», ставшая уже журналистским штампом, все же не теряет своей актуальности, то ученым осталось одно: сделать «умным» само дорожное покрытие. Смысл технологии пока слишком сложен для подробного объяснения, однако вкратце об этом можно сказать так: новый материал способен вмещать в себя специальные углеродные нанотрубки, которые увеличивают пластичность покрытия при нагревании микроволнами. Таким образом, дыры и ухабы не «залепливаются» пресловутыми заплатками, а равномерно распределяются по поверхности за счет того, что покрытие становится жидким.
Хорошие перспективы
Такие новости не могут не радовать всех участников дорожного движения. Новые технологии сулят увеличение безопасности на дорогах и более комфортное пребывание за рулем. Остается только ждать, когда новая технология утвердится в правилах ГОСТа, и радоваться, что будущее уже наступило.
Смотрите также: